ПроЭмулятор

Обучение

Концепция использования «ПроЭмулятора» в процессе обучения и производственной эксплуатации

Использования «ПроЭмулятора» (ПЭ) в процессе обучения открывает совершенно новый подход к организации учебного цикла. Возможность наглядного представления изучаемых предметов и отдельных элементов, как в статике, так и в динамике, а также неограниченный повтор и имитация процессов на экране с воспроизведением этих процессов самим учеником, резко сокращает время усвоения учебного материала и, соответственно, время обучения. Разработанный в «ТехСтанко-21» «ПроЭмулятор», и созданные на его основе тренажёр, промышленные исполнения для различного оборудования и технологический модуль, гармонично вписываются в процесс обучения, переподготовки и совершенствования рабочих кадров.

Мы предлагаем иерархическую, поэтапную структуру процесса обучения с последовательным усложнением заданий на различных стадиях и соответственно ростом квалификации специалиста.

ЭТАП 1. Изучение основ.

IMG_1567

На этом этапе используются только стойки-тренажеры ПЭ. Учащийся знакомится с основами токарной, сверлильно-фрезерной, шлифовальной обработки, способами и приемами получения нужных поверхностей, наглядно видит, как из куска металла появляется тот или иной элемент.

Весь процесс обучения проходит в режиме «Наставник». Это позволяет учащемуся сначала в ре-жиме «Демо» просмотреть последовательность процесса, а затем самостоятельно произвести дей-ствия указанные в режиме «Наставник». Совокупность зрительной и моторной памяти позволяет быстро усваивать материал. Таким же образом происходит изучение и инструментов, и приспособлений, и технологии обработки — выбор режимов и припусков.

При этом каждый элемент сопровождается примером применения в конкретных условиях и учащийся сам может попробовать реализацию примеров. На этом же этапе учащиеся знакомятся с другими возможностями работы на ПЭ, например как происходит обработка в режиме «Мастер» или «Цифровая индикация».

Этот материал сопровождается одним – двумя примерами. Например, режим «Цифровая индикация» демонстрирует на экране одновременно: в левой части, чертёж простой детали и под ним заготовка, а в правой части — элементы цифровой индикации. Учащийся может попробовать изготовить эту деталь.

Каждый раздел программы обучения заканчивается тестовым опросом усвоенного материала, оценкой уровня знаний и рекомендацией, дальше изучать или повторно вернуться к отдельным элементам пройденного материала. Тренажёры могут быть объединены в сеть и подключены к компьютеру преподавателя, который следит за процессом усвоения материала каждым учащимся. Такой подход даёт возможность индивидуально – группового способа обучения.

ЭТАП 2. Получение практических навыков.

P1270522rУчащийся, прошедший подготовку на тренажере, переходит к работе на универсальном станке, оснащенном ПЭ.

Процесс обучения происходит в режиме «Наставник» т.е., устройство, как навигатор, ведёт ученика по процессу обработки, подсказывая и показывая ему каждое действие. Ученику предлагается обработать 8-10 деталей с последовательным увеличением сложности. На этом этапе должны отрабатываться такие навыки, как равномерность движения по контуру детали (РДК), поддержание оптимального режима резанья (ОРР), установка необходимых оборотов вращения шпинделя и т.п. При этом учащийся может сначала в режиме «Демо» просмотреть процесс обработки без резанья, затем несколько раз произвести обработку детали в режиме «Наставник» со снятой деталью, т.е., по воздуху, при этом устройство сообщит ему результаты выполнения показателей РДК и ОРР, а также общее время обработки. Если эти показатели лежат в допустимых пределах, устройство разрешит обработать живую деталь. После обработки каждой детали производиться тестовый опрос с оценкой уровня знаний и навыков, а также выдаётся разрешение на освоение следующей детали. На этом этапе устройства могут объединяться в сети с подключением к компьютеру мастера производственного обучения.

ЭТАП 3. Совершенствование мастерства.

P1170037Освоив основы обработки, обучаемый может перейти к работе в режиме «Мастер». В этом режиме на экран выводят: чертёж детали, контур заготовки с размещенным внутри контуром детали и возможностью вызова нужного инструмента из базы данных.

Здесь рабочий сам, исходя из своего опыта, должен решать в какой последовательности и ка-ким инструментом производить обработку, определить, с какой скоростью резать, какие обороты шпинделя устанавливать и какой припуск снимать. Устройство в этом режиме контролирует все показатели, как и на этапе 2, а при необходимости может и оценить правильность принятых решений по скоростям, инструментам и припуску. Предлагается обработать 8-10 деталей с последовательным увеличением сложности. Каждую деталь можно обработать несколько раз по воздуху и получить разрешение на обработку в живую. После обработки каждой детали производиться тестовый опрос с оценкой уровня знаний и навыков, а также выдаётся разрешение на освоение следующей детали.

Получив достаточные навыки при работе в режиме «Мастер» обучаемый может перейти в режим «Цифровой индикации». В этом режиме на экран выводиться чертёж детали, элементы циф-ровой индикации и возможность выбора инструментов из базы данных. Процесс обучения аналогичный режиму «Мастер». Для обучения предлагается 3-5 деталей.

ЭТАП 4. Профессионал.

IMG_0861Это этап подготовки рабочего с высоким уровнем знаний, прошедшего успешно все предыдущие уровни. На этом этапе готовят рабочих проблемно–ориентированных на конкретные предприятия, в том числе, на экспериментальные. Обучение производиться по специальным индивидуальным программам. Устройство ПЭ дооснащается упрощенным редактором чертежей деталей и инструментов.

Рабочего обучают создавать деталь по эскизному чертежу, а иногда и сборочному чертежу. Обучают методам и способам обработки на примерах деталей конкретного производства. Процесс обучения проходит по аналогии с предыдущими этапами.

 

ЭТАП 5. Техник–технолог

На этом этапе используется технологический модуль ПЭ. В программу обучения включается освоение упрощенной CAD\ CAM системы, которая с учетом накопленного на предыдущих этапах опыта, позволяет обучаемому приступить к самостоятельному вычерчиванию детали на ПЭ и созданию технологических программ для ее обработки, в том числе с целью передачи на предыдущие этапы.

На последнем этапе обучаемый, ставший уже профессионалом, имеет возможность создать чертеж детали (включая трехмерное изображение), отработать конструкцию и технологию, изготовить опытный образец, а также подготовить документацию для постпроцессоров систем ЧПУ.